Сорокина Светлана Александровна
- старшая медицинская сестра МАДОУ "Детский сад №10"

КОНСУЛЬТАЦИИ И ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ветряная оспа
Возбудитель болезни – фильтрующий вирус – очень летучий и подвижный, он может проникать сквозь окна, дверь, щели в стенах, из этажа на этаж, из помещения в помещение. Но он неустойчив вне организма человека. Возбудитель ветряной оспы быстро погибает, он не передаётся через третье лицо и вещи Читать полностью
Конъюнктивит у детей
Этиология
Вызывается чаще пневмококком, реже стрептококком, стафилококком и другими микробами. Развитию инфекции способствуют охлаждение или перегревание конъюнктивы, её микротравмы, общее ослабление организма, заболевание носа.
Клиническая картина
Обычно острое начало, почти всегда на обоих глазах. Чувство жжения и рези в глазах, светобоязнь, слезотечение. Отёк век, гиперемия и отёк конъюнктивы различной интенсивности могут возникнуть точечные кровоизлияния в конъюнктиву склеры. На поверхности конъюнктивы век и переходной складки иногда образуется пленка. Продолжительность болезни от 6-7 дней до 2-3 недель.
Лечение
В зависимости от возбудителя заболевания, назначаются противовоспалительные препараты.
Первая помощь детям при травмах
Ударился головой. Положить в кровать, прикладывайте компрессы из холодной воды на больное место и сразу же меняйте их, как только компресс согрелся. Если у ребёнка тошнота, рвота, головокружение, следует немедленно вызвать врача: возможно сотрясение мозга.
Если ушибся. Получил синяк или растяжение связки, сделайте холодный компресс. Сделайте не очень тугую повязку. Но если синяк увеличивается – немедленно к врачу. При вывихах прикладывать холодный компресс или пузырь со льдом. Затем наложить повязку. Можно нанести специальную мазь или гель. При острых болях необходимо сделать рентген.
При переломе. Руку или ногу надо зафиксировать в неподвижном состоянии и вызвать скорую. Вы же тем временем обложите сломанную конечность слева и справа валиками из скатанных одеял или полотенец. К открытым переломам не прикасаться, чтобы не занести инфекцию. До прихода врача просто накрыть место перелома стерильным полотенцем.
Порезался или поцарапался. Повреждённое место промойте ваткой смоченной перекисью водорода. Края (лишь края) смажьте йодом или зелёнкой, наложите повязку.
Если рана глубока, кровоточит. Постарайтесь без паники определить характер кровотечения. Кровь светлая - повреждена артерия, кровь темная – вена. При артериальном кровотечении – наложить жгут, при венозном – тугую повязку. Срочно вызвать скорую помощь. Чтобы остановить носовое кровотечение, положите в ноздрю смоченную перекисью водорода или обычной холодной водой ватку, на переносицу положите кусочек льда завёрнутый в полиэтиленовый пакет и носовой платок.
Обварился горячей жидкостью. Поврежденный участок поливайте холодной водой – это уменьшит боль. Волдыри не прокалывайте. Если ожог сильный, больше, чем ладонь ребёнка – необходима, незамедлительная медицинская помощь. До прибытия врача прикройте повреждённое место стерильной марлей. Ничем его не смазывайте, не присыпайте.
Проглотил лекарство. Как можно быстрее вызовите у ребёнка рвоту, засунув ему в рот палец, завёрнутый бинтом, и надавливая на корень языка. Выясните, что за лекарства и в каком количестве проглотил ребёнок. Внезапная сонливость, или, напротив, резкое возбуждение – признак отравления. Немедленно вызовите «скорую помощь».
Выпил раствор кислоты, уксус. До приезда «скорой помощи» немедленно начинайте поить ребёнка чистой водой или размешанный с водой яичный белок.
Проглотил мелкий предмет. Если это круглый, гладкий предмет – не волнуйтесь, он не повредит органы пищеварения, а выйдет спустя сутки. А острый может травмировать пищевод, желудок, кишечник.  Если ребёнок пожаловался на боли в животе – необходима медицинская помощь. Ни в коем случае не давайте слабительное! Кормите мягкой, большой по объёму пищей – тушёным протёртым яблоком, картофельным пюре, разваренной протёртой кашей.
Вдохнул мелкий предмет. Дайте ребёнку откашляться. Не останавливайте резкий кашель, а положите ребёнка себе на колени вниз головой (маленького ребёнка можно поднять вниз головой, крепко взяв за ноги) и легонько постучите по спине. Именно в таком положении посторонний предмет легко вытолкнуть из дыхательных путей. Если же не вышло – бегом к врачу.
Засунул горошину в нос. Прижмите платочком свободную от постороннего тела ноздрю, и пусть ребёнок высморкается. Если предмет находится не глубоко, то таким образом он выйдет. В других случаях нужно обратиться к врачу. Неумелыми попытками помочь ребёнку можно засунуть предмет  ещё глубже. Следите за тем, чтобы ребёнок дышал ртом, потому что, дыша через нос, он втягивает его ещё глубже.
Засунул постороннее тело в ухо. Ни в коем случае не пытайтесь вынуть его сами – рискуете повредить барабанную перепонку. Немедленно доставьте ребёнка в поликлинику, ведь детская травма может быть очень опасной.
Во всех случаях окажите первую помощь детям при травме и, главное, успокойте ребёнка. Не показывайте своего волнения. Делайте всё без суеты.
Помните, безопасность ребёнка – самое главное.
Внимание, грипп!
Ежегодно каждый пятый россиянин страдает от гриппа.
Грипп- самое распространённое инфекционное заболевание.
Распространение гриппа происходит воздушно-капельным путем. Источником инфекции является больной гриппом человек, который при кашле, чихании, дыхании, разговоре рассеивает инфекцию с мельчайшими капельками слюны (капельки слюны могут распространяться на 2-3 метра). Заражение гриппом происходит при вдыхании здоровым человеком воздуха, в котором находятся возбудители гриппа, через предметы домашнего обихода. Попав в организм через верхние дыхательные пути, вирус гриппа внедряется в клетки слизистой оболочки и размножается очень быстро. Всего одна-две минуты требуется вирусу, чтобы проникнуть в клетку. За одни сутки вирус, размножаясь, накапливается в миллиардных количествах. Вирус гриппа выделяет токсины (яды), отравляющие буквально весь организм. 
Болеть гриппом могут люди любого возраста, но в первую очередь люди с ослабленным здоровьем. 
Клинические признаки заболевания:
  • возникает внезапно, 
  • больной чувствует озноб, 
  • повышается температура, 
  • появляется головная боль, 
  • общее недомогание, 
  • чувство разбитости, 
  • ломота во всем теле,
  • сильная слабость. 
При первых признаках заболевания вызывайте врача на дом.
Не занимайтесь самолечением!
Помните, что грипп крайне опасен своими осложнениями.
1. Соляная пещера.
   Пребывание в соляной комнате и вдыхание сухого солевого аэрозоля оказывает мощное оздоравливающее действие на ребенка. Что очень важно, терапия не требует применения лекарственных средств, что особенно важно для растущего детского организма. Лечебный эффект создается ионами молекул соли, которые активизируют обмен веществ и подавляют деятельность болезнетворны бактерий.
Кроме того, атмосфера соляной комнаты оказывает успокаивающее действие на нервную систему ребенка, что в ряде случаев не менее важно для общего оздоровления. Сказочный интерьер галокамеры, стены которой покрыты солевыми кристаллами, напоминающими снег или иней, нравится детям практически всех возрастов. Маленькие пациенты с большим удовольствием играют  в соляной «песочнице», пытаясь лепить куличики и копать соль лопатками.
2. Подвижные игры на прогулке, в спортивном зале.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов.  С детьми необходимо  как можно больше находиться на свежем воздухе.
 3. Физкультминутки и динамические  паузы.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
4.   Пальчиковая гимнастика.
Гимнастика  проводится  с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
5. Дыхательная гимнастика.
Гимнастика рекомендуется  в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения,  дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
- «Найди и покажи носик»;
- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).
- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.
- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.
- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.
- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу».
- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.
6. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.  Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
7. Закаливание.
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
·  закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
·  проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
·  проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
·  сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
8.  Гимнастика после сна.
В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место.         Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно         понижена         скорость         реакций.  Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма. 
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.
Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы. 
Процессы         возбуждения         в         нервной         системе         стимулируют:
  • - звуковые сигналы (например,   музыка)
  • - зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
  • - импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).
9.  Самомассаж.
     Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Массаж делайте 1-2 раза в день.
10. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
11.Релаксация.
   Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе  используются  специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов),  звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
    Чаще используйте  минутки покоя:
- посидим молча с закрытыми глазами;       
- посидим и полюбуемся на горящую свечу;                                                                                                     
- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;                                                                                                               
- помечтаем под эту прекрасную музыку.
12. Аромотерапия.
   Большой оздоровительный эффект имеет "Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы.  Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника  для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).